ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ: ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВОБОДЫ И РАСКАЯНИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Abstract
В данной статье подробно исследуется идейное содержание классического романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», раскрывая глубинные философские, нравственные и психологические аспекты произведения. Через призму судьбы главного героя — Родиона Раскольникова — автор анализирует проблему человеческой свободы, ответственности и границ допустимого в вопросах морали. Особое внимание уделяется теории «сверхчеловека», которая становится катализатором трагических событий романа, а также многообразию идей, воплощённых в полифонической системе персонажей, включая Соню Мармеладову, Свидригайлова, Разумихина и других.
References
1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. — М.: Эксмо, 2023.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Художественная литература, 1972.
3. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997.
4. Андреев Н. А. Достоевский и его современники. — М.: Современник, 1981.
5. Чалмаев Т. В. Достоевский: Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1989.
6. Аверинцев С. С. София-Логос. Слово и образ в философии Востока и Запада. — М.: Республика, 1994.
7. Мочульский К. Достоевский: Жизнь и творчество. — Париж: YMCA-Press, 1947.
8. Тураев С. В. Философия в художественном мире Достоевского. — СПб.: Наука, 2003.
9. Ахматова А. А. Записные книжки. — М.: Наука, 1996.
10. Лосев А. Ф. О Достоевском. — М.: Мысль, 1991.
11. Frank J. Dostoevsky: The Miraculous Years, 1865–1871. — Princeton University Press, 1995.
12. Camus A. The Rebel: An Essay on Man in Revolt. — New York: Vintage Books, 1992.