ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Abstract
Статья посвящена рассмотрению сущности текстовой деятельности в образовательном процессе. Выделяются три основных вида текстовой деятельности: текстовоспринимающая, интерпретационная и текстообразующая. Особое внимание уделяется процессу восприятия текста как многоуровневому иерархическому механизму переработки информации, переходящему от сенсорного восприятия к понятийному осмыслению. Описывается модель восприятия текста, отражающая основные этапы когнитивной работы реципиента с речевым материалом. Подчёркивается, что успешное формирование навыков текстовой деятельности требует комплексного подхода, сочетающего развитие восприятия, интерпретации и самостоятельного создания текстов.
References
1. Болотнова Н.С. Текстовая компетенция // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. — 852 с.
2. Еферова Аделя Рафиковна Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку // Известия ВГПУ. 2010. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-studentov-tehnicheskogo-vuza-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23.04.2025).
3. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. – М.: Наука, 1984. – 268 с.
4. Левушкина О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. … д-ра пед. Наук. М.: МПГУ, 2014. 543 с.
5. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический процесс / А. А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко и А. А. Леонтьева. – Киев : Вища школа, 1979. –С. 18-29.